г. Москва, ул. Каланчевская, дом 13
29 апреля 2025
В Москве прошел «Национальный форум инфраструктурных проектов» (НФИК).
23 апреля 2025 года, при поддержке ГК «Автодор», в Москве прошел «Национальный форум инфраструктурных проектов» (НФИК), собравший ведущих экспертов, представителей бизнеса и государственных структур для обсуждения ключевых вопросов развития инфраструктуры в России. Мероприятие стало площадкой для обмена опытом и поиска решений, направленных на модернизацию и улучшение инфраструктурных объектов страны. Организатор форума: «Национальная ассоциация инфраструктурных компаний» (НАИК). Генеральный информационный партнёр: «ТАСС».
Алексей Владимирович Андреев, член Совета «НАИК» и Председатель Совета директоров АО «ДСК «Автобан», выступил на «Национальном форуме инфраструктурных компаний», где обозначил проблемы и решения, в том числе, в области ценообразования автодорожного строительства.
- Индекс-дефлятор и инфляция Проблема: индекс «Инвестиции в основной капитал» не отражает реальную инфляцию, что приводит к занижению сметной стоимости. Решение: введение отраслевых агрегированных индексов-дефляторов с их ежеквартальной публикацией и включением в Методики.
- Непредвиденные затраты Проблема: существующий резерв на непредвиденные работы не покрывает все важные расходы. Решение: расширение перечня допустимых затрат и пересмотр норматива резерва.
- Нормативы накладных расходов и прибыли Проблема: рост налогов и кредитных ставок не учтен в текущих нормативах прибыли. Решение: пересмотр методик и увеличение нормативов прибыли.
- Качество данных в ФГИС ЦС Проблема: заниженные сметные цены на такие материалы, как щебень и бетон, а также недостаточное наполнение базы данных. Решение: разделение позиций ресурсов и обновление цен на перевозки и материалы.
- Демпинг в госзакупках Проблема: сильное снижение цен приводит к срывам контрактов и банкротствам предприятий. Решение: увеличение веса критерия «квалификация» и пересмотр порога ценового предложения.
- Жесткая цена контракта Проблема: отсутствие гибкости при резком росте цен на ресурсы. Решение: внедрение механизма формульной цены, аналогичного 1315-ПП, с пересчетом невыполненных работ при превышении инфляционного индикатора.
Глава РСПП Александр Шохин отметил, что 2025 год станет «переломным» для отрасли. С одной стороны, важно сохранить темпы строительства, чтобы не утратить накопленный потенциал, который будет полезен после выхода из чрезвычайного режима. С другой стороны, рынок инфраструктуры сталкивается с серьезной неопределенностью, и пока нет оценок влияния торговых войн на него.
Как подчеркнул первый замглавы Минтранса Валентин Иванов, ситуация в секторе сложная: фиксируются случаи банкротства компаний и расторжения госконтрактов. Основной причиной эксперты считают нерешенные проблемы ценообразования.
По словам Иванова, сметная стоимость остается неизменной, тогда как затраты на строительство, включая цены на ресурсы, зарплаты, процентные ставки и лизинговые платежи, продолжают расти.
Национальная ассоциация инфраструктурных компаний (НАИК), объединяющая ведущих участников отрасли, таких как «Нацпроектстрой», «Трансстроймеханизация», «Автобан» и другие, обратилась к профильным министерствам с просьбой увеличить нормативы финансовых затрат на содержание федеральных автомобильных дорог. Эти и другие меры поддержки были изложены в презентации, подготовленной НИУ ВШЭ по заказу ассоциации и представленной 23 апреля на мероприятии НАИК.
Ассоциация предложила ввести коэффициент интенсивности движения для расчета бюджетных ассигнований и изменить методику расчета площади обслуживаемых дорог, переходя от линейного километра к квадратному метру площади твердых покрытий. Это позволит более точно учитывать площадь транспортных развязок и пересечений. Также предлагается направлять часть средств, собранных через систему «Платон», на эксплуатацию автодорог.
Согласно презентации НАИК и НИУ ВШЭ, на 2025 год требуется 616,3 млрд рублей, при этом дефицит составляет 272,5 млрд рублей. На 2026 год необходимо 653 млрд рублей, с дефицитом в 209,7 млрд рублей, а на 2027 год — 692 млрд рублей, с нехваткой финансирования в 157,5 млрд рублей. Общий дефицит на ближайшие три года составляет 639,7 млрд рублей при общем объеме финансирования в 1,96 трлн рублей.
Также отмечается снижение доли ассигнований на содержание федеральной дорожной сети. В 2019 году доля расходов на содержание дорог в общих расходах Федерального дорожного фонда составляла 16,4%, а к 2024 году она снизилась до 14%. В ценах 2019 года расходы в 2024 году уменьшились на 2,6% по сравнению с 2019 годом.
Во время пленарного заседания, посвященного реализации национального проекта «Инфраструктура для жизни» и шестилетнего Плана дорожной деятельности на 2025-2030 годы, председатель правления ГК «Автодор» Вячеслав Петрович Петушенко рассказал о ключевых направлениях и проектах, которые уже реализуются на дорожной сети «Автодора», а также поделился планами на будущее.
На сессии «Год ПИРов: начало проектирования крупных инфраструктурных объектов» он отметил, что в 2024 году завершился важный программный цикл. За последние годы компания ввела в эксплуатацию крупнейшие объекты страны, такие как М-12 «Восток», М-11 «Нева» и ЦКАД. В настоящее время разработан план проектирования и строительства до 2030 года, который включает проекты, такие как участки трассы М-4 «Дон» — Сочи, Юго-Западный обход Краснодара, обход Орехово-Зуева и дополнительные транспортные развязки на ЦКАД.
Вячеслав Петрович подчеркнул, что реализация этих проектов может стать двигателем экономического развития страны. Такие дороги, скоростные и без светофоров, оснащенные современными средствами обустройства, позволяют экономить время в пути, обеспечивают безопасное и комфортное движение, а также быструю и надежную доставку грузов.